вторник, 3 июня 2014 г.

Один снимок + один снимок = три измерения

Эта статья была опубликована в журнале "Фотомастерская"  № 9, 2009. К великому сожалению, журнал был закрыт в 2013 г...Заимствовано с сайта http://www.prooptiku.ru

Девушка, собирающаяся принять ванну. 1902 г.
Стереопара из коллекции Библиотеки Конгресса США

Наверное, читатели, взглянув на первую иллюстрацию, удивятся: зачем печатать одну и ту же фотографию два раза? Но присмотревшись, обнаружат, что фотографии все-таки немного отличаются. Отличия эти незначительные и с первого взгляда действительно мало заметны. А ведь каждый из нас, сам того не осознавая, всю жизнь разглядывает два изображения, немного отличающиеся друг от друга. Одно из этих изображений видит левый глаз, другое — правый. Более того, малозаметные различия между этими двумя изображениями для нас очень важны. Именно по ним наш мозг определяет расстояние до предметов, которые мы видим.
Если встать перед окном и зажмуривать то левый, то правый глаз, то можно уви деть, что рама окна ложится на разные участки пейзажа за окном. Чем ближе расположен предмет, тем сильнее его смещение относительно предметов на заднем плане. Мы оцениваем расстояния до предметов именно по этим смещениям ближних объектов относительно дальних.
Из всего сказанного следует простой вывод: если сделать два фотоснимка с двух точек, расстояние между которыми примерно равно расстоянию между глазами, и затем каким-то образом показать каждому глазу предназначенный для него снимок, мы увидим объемное изображение. Именно эта идея лежит в основе систем демонстрации стереоизображений. Техническая ее реализация, однако, весьма многочисленна и разнообразна, и ее история насчитывает свыше полутора веков.

Стереоскопы, стереокамеры...


Эскимосские дати с ручным медведем на Всемирной ярмарке в Сен-Луи, США. 1904 г. Стереопара из коллекции Библиотеки Конгресса США.

Первым, кто продемонстрировал объемные изображения, был известный английский ученый и изобретатель Чарльз Уитстон (1802-1875). Круг его интересов был широк: он занимался электротехникой (наверное, некоторые читатели знают словосочетание «мостик Уитстона»), оптикой, акустикой, криптографией. В 1838 году Уитстон впервые описал механизм бинокулярного зрения, то есть объяснил нашу способность определять расстояния до предметов благодаря наличию двух глаз. Понимание этого механизма дало инженеру возможность изобрести стереоскоп — первый прибор для просмотра объемных изображений.

Стереоскоп. Рисунок из работы Чарльза Уитстона. А - зеркала, В - подставка, С - резьбовой винт для регулировки положения планшетов, D - планшеты, Е - изображения.

Стереоскоп Уитстона устроен несложно: два поставленных под углом плоских зеркала, а справа и слева от них — два вертикальных планшета, на которых закреплялись изображения для правого и левого глаза. Фотография в то время только зарождалась — негативный фотопроцесс, позволявший тиражировать фотоизображения, открыл в 1840 году английский физик Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877). Поэтому изображения, которые демонстрировал Уитстон с помощью своего стереоскопа, были нарисованными.
Итак, стереоскопия появилась практически одновременно с фотографией. Первые стереофотографии делались одной камерой: после съемки одного кадра стереопары камеру немного сдвигали в сторону и делали второй снимок. Такой способ годился только для съемки статичных сцен. Но уже в 1853 году в Англии была сконструирована двухобъективная фотокамера с расстоянием между объективами 6,2 см (что примерно равно расстоянию между глазами), которая снимала оба кадра стереопары одновременно. Вскоре подобные фотоаппараты стали производиться и в других странах.

Стереоскоп Брюстера

Через десяток лет после Уитстона шотландский ученый Дэвид Брюстер (1781-1868) предложил свою конструкцию стереоскопа. Стереоскоп Брюстера — это два окуляра, за которыми находится планшет для установки стереопары: двух изображений, отпечатанных на одном листе фотобумаги или наклеенных на картон. Прибор Брюстера имел несомненные преимущества перед стереоскопом Уитстона: он был более компактным и удобным в обращении. А так как стереопары для этого стереоскопа представляли собой не два раздельных изображения для установки на два планшета, а единое целое, исключалась возможность случайно перепутать порядок фотографий в стопке и потом собирать разрозненные пары. Именно с изобретения Брюстера началось бурное развитие стереофотографии. Уже в 1856 году только в Англии было продано свыше миллиона стереоскопов Брюстера.

«Стереофотография — инструмент образования» 1901 г. Стереопара из коллекции Библиотеки Конгресса США. В руке у дамы — стереоскоп Холмса.

К концу XIX века стереофотография достигла пика популярности. Лозунг одной из лондонских фирм «Стереоскоп — в каждый дом!» практически сбылся: дом без стереоскопа и набора стереопар стало трудно найти. Многие великие люди позировали перед объективами стереокамер, фотостудии делали стереофоторепортажи о свадьбах и торжественных семейных событиях, а стереоскопические виды городов и стран мира были доступны, как обычные открытки. Большая коллекция стереопар хранится в Библиотеке Конгресса США и доступна через Интернет.

Рыбаки-айны на лодках. Япония. 1906 г.
Стереопара из коллекции Библиотеки Конгресса США.

В начале XX века увлечение стереофотографией пошло на спад. Повинно в этом прежде всего изобретение кинематографа: основная масса зрителей предпочла объемным изображениям изображения движущиеся. Впрочем, стереофотосъемка не ушла в забвение. Самых верных поклонников она сохранила, и стереофотоаппаратура продолжала пользоваться на мировом рынке хотя и меньшим, но достаточно устойчивым спросом.
Так, в СССР на Ленинградском кинофото-объединении ЛОМО с 1955 году выпускался зеркальный трехобъективный фотоаппарат «Спутник», который представлял собой модификацию двухобъективного зеркального фотоаппарата «Любитель». Съемка велась на пленку шириной 6 см, и стереопару, состоящую из двух кадров 55x55 мм, можно было отпечатать на фо тобумаге контактным методом. В комплект аппарата входил складной металлический стереоскоп. Всего было изготовлено свыше 84 тысяч камер, причем часть выпуска предназначалась на экспорт: название фотоаппарата было написано на корпусе латиницей. Говорят, некоторые фотолюбители за рубежом используют «Спутник» до сих пор, правда, порой с существенными модификациями: заменой оптики, установкой пентапризмы и т. п.

В сказочной стране снега и льда. (У Ниагарского водопада.) 1903 г. Стереопара из коллекции Библиотеки Конгресса США.

Отечественная промышленность не забыла и про владельцев обычных малоформатных камер. Для них на том же ЛОМО выпускалась специальная зеркально-призматическая стереофотоприставка. При установке ее на объектив на обычном кадре 24x36 мм получались два стереоизображения половинного формата (18x24 мм). С ее помощью малоформатный аппарат легко превращался в стереофотокамеру. Некоторые зарубежные фирмы производят подобные устройства и сегодня.

Объемное кино

Появившись на свет, кино сразу отодвинуло сверхпопулярную прежде стереофотографию на второй план. Но по прошествии некоторого времени кинематограф стал активно совершенствоваться: сюда пришел звук, а затем — цвет. В поисках новых возможностей киноинженеры, согласно пословице «новое — это хорошо забытое старое», занялись созданием стереоскопического кино.
Идея, использованная в объемных фильмах, естественно, та же самая, что и в стереофотографии: два изображения, одно из которых предназначено для левого глаза, другое — для правого. Но эта идея потребовала иной технической реализации: в самом деле, не устанавливать же перед каждым зрителем маленький экран с приделанным к нему стереоскопом. Поэтому для стереокино были разработаны два новых метода просмотра стереоизображений.
Один из них — линзовый экран. Перед экраном находится система линз, с помощью которой каждый глаз зрителя, занявшего определенное положение в кресле, видит предназначенное для него изображение стереопары. Преимущество этого метода в том, что для просмотра не требуются очки. Однако линзовый экран — сложная и дорогая оптическая система, требующая юстировки, а просмотр фильма превращается чуть ли не в пытку: весь сеанс нужно сидеть практически неподвижно, так как отклонение головы влево или вправо на несколько сантиметров полностью нивелирует стереоэффект. Эта система применялась только в немногочисленных специализированных стереоскопических кинотеатрах, расположенных в крупных городах.
Другой способ — использование свойств поляризованного света. На киноэкран проецируются одновременно два изображения, для левого и правого глаза, причем каждое из них — через поляризационный светофильтр. Зрителям выдаются очки с поляризационными светофильтрами, соответствующими фильтрам проекторов, чтобы каждый глаз видел только предназначенное ему изображение. Но для показа фильма необходима специальная киноаппаратура, а очки-полароиды, которые требуются для просмотра, довольно дорогие.
В настоящее время оба этих метода в кино практически не применяются. Их вытеснил третий — о нем мы расскажем подробнее.

Этюды в красно-голубых тонах

В 1853 году немецкий ученый Вильгельм Ролман (1821-1890) продемонстрировал простой опыт, для которого требовались всего три предмета: рисунок с красными и синими полосами на черном фоне и два светофильтра, красный и синий. При просмотре рисунка через красный светофильтр исчезали синие полосы, а через синий — красные.
Основываясь на опыте Ролмана, француз Шарль Д'Альмейда в 1858 году представил Парижской академии наук новый способ демонстрации стереоизображений. На экран одновременно проецировались два диапозитива: один — через красный светофильтр, другой — через синий. Каждому зрителю выдавались очки со стеклами соответствующих цветов. Благодаря этим очкам выполнялось основное условие стереоскопии: каждый глаз видел только предназначенное ему изображение стереопары. Метод доработал в 1891 году Луи Дюко дю Орон (1837-1920) и дал красно-голубому стереоизображению красивое название «анаглиф» (ударение на втором слоге), что в переводе с греческого означает «рельефный».

Сто лет назад, во времена расцвета стереофотографии, анаглифы были далеко не так популярны, как стереопары для стереоскопов. Причина понятна: если изготовление раздельной черно-белой стереопары — задача, посильная фотолюбителю средней квалификации, то для анаглифов требуется цветная фотопечать (или типографская печать минимум в две краски).

Марк Твен. Стереофотопортрет в кресле. 1907 г. Стереоснимок из коллекции Библиотеки Конгресса США. «Левое» изображение отпечатано справа, поэтому его можно рассматривать методом описанным в статье. Вверху — анаглифное изображение, полученное из этой пары

Вплоть до появления цифровых методов обработки изображений области применения анаглифов были довольно ограничены: издавались учебные пособия с объемными чертежами и иногда выпускались наборы стереооткрыток, к которым прикладывались картонные очки для просмотра. Правда, в 1937-1977 годах эта технология нашла применение в кино: время от времени в США снимались стереоскопические анаглифные фильмы.
В последние годы у анаглифов обнаружился ряд несомненных достоинств, выгодно отличающих их от других способов просмотра стереоизображений. Главное достоинство — универсальность: анаглифные изображения можно печатать на бумаге, показывать в кино, по телевизору и выводить на экран компьютера. Стереопара для стереоскопа должна иметь стандартный формат и размер, для анаглифов же таких ограничений не существует.
Не менее важная особенность анаглифов — простота и дешевизна приспособления для просмотра. Простейшие картонные очки с разноцветными светофильтрами можно сегодня купить за 40 рублей: здесь анаглифы явно вне конкуренции с любым из методов стереоскопии, не считая метода перекрестного просмотра стереопар, для которого вообще не требуется никаких дополнительных устройств (мы поговорим об этом чуть позже).
В доцифровую эпоху получение анаглифов было делом сложным. Появление компьютеров упростило этот процесс. При некоторых навыках любой пользователь, знакомый с графическим редактором Photoshop или GIMP, сумеет подготовить анаглифное изображение за несколько минут. Есть и специальные программы для создания анаглифов, которые еще больше упрощают эту задачу.
Первоначально анаглифы были черно-белыми, но впоследствии обнаружили, что можно получать и цветные изображения: итоговое изображение компонуется из красного цветового канала «левого» изображения и зеленого и синего каналов «правого».
Есть у анаглифов и недостатки. Самый главный — ограниченная цветопередача. Анаглиф не может содержать насыщенные красные участки. Если на исходных изображениях есть предметы ярко-красного цвета, приходится проводить их цветокоррекцию, искусственно уменьшая насыщенность красных тонов. Плохо обстоят дела и с изображениями в сине-голубой гамме: такие изображения перед созданием анаглифа приходится превращать в серовато-голубые.
Если долго разглядывать стереоизображения в красно-голубых очках, то после того, как их снимешь возникает некоторый дискомфорт и требуется время, чтобы снова привыкнуть к нормальному цветному миру.
Достоинства анаглифов явно перевешивают их недостатки, и сегодня данный метод, наверное, самый распространенный. Благодаря анаглифам стереофотография вновь обретает популярность: в интернете немало сайтов любителей стереосъемки.

Стерео без очков

А можно ли увидеть объемное изображение без очков? Да, можно! Правда, это потребует тренировки. Наши глаза могут поворачиваться в глазницах. Когда мы смотрим на удаленные предметы, их оптические оси практически параллельны. Когда же мы рассматриваем что-то, находящееся в буквальном смысле под носом, мы скашиваем зрачки к переносице. Если воспользоваться этой способностью поворачивать глаза и направить один глаз на одно изображение стереопары, а другой — на другое, мозг воспримет два различных изображения как два вида одной и той же сцены, и мы увидим ее в трех измерениях.
Полвека назад в научно-популярных журналах публиковались стереопары для просмотра без стереоскопов. Они представляли собой два небольших изображения размером около пяти сантиметров. «Левое» изображение находилось слева, как и в классических стереопарах для стереоскопов. Рекомендовалось смотреть как бы вдаль, сквозь страницу, так, чтобы эти изображения слились в одно, а затем, не сводя глаз, фокусировать их на изображении. Получалось, правда, далеко не у всех.
Гораздо лучше другой способ просмотра стереопар — перекрестный. В этом случае изображение для левого глаза располагается справа, а глаза смотрят крест-накрест: зрачки сведены, как при взгляде на близкорасположенный предмет.
Научиться смотреть такие стереопары несложно. Поместите руку с поднятым большим пальцем перед стереопарой для перекрестного просмотра на странице журнала или экране компьютера так, чтобы палец находился перед линией между картинками. Медленно приближайте палец к глазам и смотрите на него. Два изображения за пальцем при этом будут как бы двигаться навстречу друг другу и при определенном положении пальца сольются в одно.
В этот момент нужно, не разводя глаз в стороны, сфокусироваться не на пальце, а на изображениях за ним. Здесь кроется главная сложность: жизненный опыт выработал в нас своего рода таблицу соответствия между степенью сведения глаз и фокусировкой, и от разведения зрачков в первый раз не так-то просто удержаться. Но после тренировки большинство зрителей успешно овладевают этим методом просмотра.
Если не получилось, можно попробовать изготовить из двух кусков тонкого картона в форме буквы «Г» и скрепок маску в виде перевернутой буквы «П», так подобрав ее положение и ширину, чтобы в прорезь маски левым глазом видеть только картинку справа (т. е. для левого глаза), а правым — слева. Теперь нужно сфокусировать зрение сперва на маске, а затем, не меняя положения глаз, на картинке.
Если вы хотите заняться стереофотографией, рекомендуем освоить данный трюк, с помощью которого можно быстро оценить стереоизображение, не затрачивая времени на изготовление анаглифа.

Делаем стереофотографии самостоятельно

В принципе, сделать стереофотоснимок достаточно просто. Разумеется, здесь есть много подводных камней, но это тема для отдельной и большой статьи. В простейшем же случае достаточно сфотографировать одну и ту же сцену с двух точек, находящихся на некотором расстоянии. Расстояние между ними зависит от расстояния до главного сюжетного объекта и должно быть в 30-50 раз меньше его.

Современные красно-голубые очки для создания стереоэффекта. Сегодня данный метод - самый распространенный, который используют при создании кинофильмов или обычных печатных изображений.

Старайтесь, чтобы оптическая ось фотоаппарата при съемке обоих кадров оставалась параллельной: не нужно поворачивать его так, чтобы он смотрел на объект съемки. Лучше при съемке первого кадра заметить какой-нибудь далекий объект на рамке видоискателя. При съемке второго кадра этот объект должен находиться примерно в том же месте. Разумеется, так можно снимать только статичные сцены.
Две полученных фотографии нужно примерно одинаково скадрировать. Возможно, перед кадрированием один из снимков придется немного повернуть.
Проще всего изготовить стереопару для перекрестного просмотра. Для этого снимок, сделанный с левой точки, нужно расположить справа от другого снимка.
Изготовление анаглифа более сложно. Лучше всего попробовать свои силы на черно-белом анаглифе. Переведите оба снимка в черно-белый режим, создайте новое цветное изображение такого же размера, как и снимки. Скопируйте снимок, сделанный с левой точки, в красный цветовой канал этого изображения, а другой снимок — в зеленый и синий каналы. Скорее всего, красный канал после этого придется немного переместить относительно синего и зеленого для лучшего совпадения изображений.
Чтобы сделать цветной анаглиф, надо создать новое изображение и скопировать в его красный канал красный канал «левого» снимка, а в зеленый и синий — соответствующие каналы «правого». Здесь есть свои тонкости в плане цветопередачи — о них мы говорили выше.

Где взять очки для просмотра анаглифов?

К сожалению, красно-голубые очки не встретишь в любом фотомагазине. (Не исключено, что положение вещей изменится, если стереофотография вновь станет популярной.) Но при желании достать их все-таки можно...

Стереоскоп Холмса. Оливер Уэнделл Холмс (1809-1894), американский врач и поэт, который предложил свою конструкцию стереоскопа, по принципу сходную со стереоскопом Брюстера, но более но более удобную в обращении. Именно этот тип стереоскопов был наиболее популярен в США. Стереопара устанавливается на планшет, который можно передвигать по штанге, приближая или удаляя от них, для фокусировки зрения.

В книжных магазинах часто продаются книги для детей большого формата со стереорисунками. К таким книгам, естественно, прилагаются и очки для просмотра.
Другой вариант — сходить на стереоскопический фильм: перед просмотром всем зрителям выдают очки, которые годятся и для просмотра анаглифов.
Наконец, производством и продажей стереоскопических очков занимаются специализированные фирмы. Автору известна п крайней мере одна такая контора в Москве, ее сайт в интернете находится по адресу render3d.ru.
Еще один способ — сделать очки самостоятельно. В интернете можно найти советь по изготовлению светофильтров для очков путем окраски прозрачных пленок чернилами от струйного принтера. Но занятие это довольно хлопотное и долгое (рекомендуется сушить покрашенные пленки не менее трех суток) — купить готовые очки, пожалуй, проще

Юрий Красильников

Юрий — признанный эксперт в области обработки изображений, сотрудничает с сайтом Apollo Lunar Surface Journal, где, в частности, занимается получением стереоизображений на основе снимков, сделанных астронавтами.
"Фото мастерская" № 9, 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий